Новости факультета
Выбор факультета
19 сентября 2022

«Я получила волшебный пинок от Нечувилина и Марченко»

Профессиональный и жизненный путь Светланы Касиловой – наглядное свидетельство того, что человек даже в зрелом возрасте способен меняться и менять окружающую действительность. Прервав 20-летнюю карьеру в сфере финансов и аудита, она ушла в пока еще экзотический в наших краях ракетлон, возглавила национальную Федерацию этого вида спорта, и недавно организовала и провела Чемпионат России. О том, как это у нее получилось, и какую роль в переменах в ее жизни сыграла учеба на факультете «Менеджмент в игровых видах спорта» Светлана рассказала в интервью сайту RMA.


Август 2022 года. Светлана Касилова награждает победителей Чемпионата России по ракетлону. Фото: ФРР


Светлана, для начала небольшой ликбез: что это вообще такое – ракетлон?

Это, если можно так выразиться, ракеточное многоборье. История за очень редким исключением чисто зальная – все матчи проводятся под крышей, в клубах, располагающих условиями для занятий четырьмя ракеточными видами.

Соперники, переходя с корта на корт, соревнуются поочередно в теннисе – большом и настольном, бадминтоне и сквоше.

Каждый сет играется до 21 очка, а победителем в матче признается тот, кто набрал больше очков по сумме партий.

Это правило очень здорово влияет на интригу в противостоянии – зачастую не дает ей умереть до самого конца.

Ведь, уступив с небольшим разрывом в трех сетах, четвертый вы можете выиграть, допустим, 21:3, или вообще всухую, и за счет этого одержать итоговую победу.

Какова история ракетлона? Где он появился впервые?

Впервые – в Европе в 80-х годах прошлого века, практически одновременно в нескольких странах, многое для его становления и популяризации делалось, например, в Финляндии.

Естественно, как самостоятельный вид ракетлон оформился не сразу: на первых порах не было твердого перечня программы многоборья – кое-где в ней помимо ракеточников участвовали гольфисты, не было унифицированных правил, не было многого другого.

Но – со временем все это появилось. Ракетлон стал отдельным видом спорта, и даже обзавелся Международной федерацией.

Какова история вида в России?

Я знаю, что еще на заре ракетлона некоторые российские спортсмены ездили на Запад для участия в проводимых там турнирах.

Например, Олег Окунев, знаковая для нашего вида фигура. Он заслуженный мастер спорта по бадминтону, он много и успешно выступал и в ракетлоне.

Именно он привез эту дисциплину в Россию, и в 2009 году провел здесь первый турнир, а затем занимался его организацией на протяжении более десяти лет, практически полностью покрывая все расходы из собственного кармана.

Тут, правда, надо уточнить, что для него эти соревнования помимо спортивной составляющей имели значение и как инструмент продвижения собственного бизнеса. Олег – владелец онлайн-магазина по продаже экипировки и снаряжения для всех четырех видов, входящих в программу ракетлона.

В какой-то момент времени он ото всей этой организаторской деятельности немного устал, начиная с 2020 года, эстафету у него перехватила я, и с тех пор организовала и провела уже несколько турниров, количество участников которых раз от разу возрастало.


Изображение: ФРР


Если раньше наши соревнования собирали по 20-30 человек, то на последний турнир, который прошел в августе 2022 года, заявилось уже 90 игроков, и это, пусть и с некоторой натяжкой, позволило нам назвать его Чемпионатом России.

Федерация ракетлона в России есть?

Мы ее зарегистрировали именно под таким названием, но в полном смысле Федерацией ее пока считать нельзя.

Этот путь нам еще предстоит пройти, а пока это просто общественная организация.

Возглавляю ее я, и кроме нас в России на данный момент турниров по ракетлону никто не проводит, и никто не претендует на то, чтобы этот вид развивать и популяризировать.

А как вообще вы пришли в ракетлон? И чем занимались до того?

Что касается собственно ракеточных видов, то мне эта тема близка с самого детства. У нас была спортивная семья, я еще ребенком занималась теннисом, играла в бадминтон, и до сих пор это остается частью моей жизни.

Если же говорить о моей профессиональной деятельности, то я в свое время закончила Институт экономики и предпринимательства, а затем очень долго работала в сфере финансов – бухгалтерский учет, аудит: в общем, была типичным офисным сотрудником.

Двадцать лет я этим занималась. До тех пор, пока со мной не случилось то, что называется выгоранием.

Это был 2019 год, я тогда работала в аудиторской компании KPMG, входящей в так называемую Большую четверку, и в какой-то момент так устала от однообразия своих трудовых будней, что однажды взяла и уволилась. В буквальном смысле слова в никуда.

Естественно, очень вскоре встал вопрос – что дальше? И поскольку, как я уже рассказывала, спорт, теннис в частности, мне были близки, я начала поиски именно в этом направлении.

Одним из мест, куда я отправила резюме, был спортивный клуб «Жемчужина» - он находится в здании велотрека в Крылатском – мы ходили туда вместе с мужем, и меня там знали как клиента.

Честно говоря, в тот момент я готова была согласиться хоть на должность администратора на ресепшн, но они предложили вариант, который мне тогда показался более интересным – пройти за их счет обучение на тренера по сквошу.

Я прошла, получила тренерский сертификат первого уровня, приступила к работе, но как-то очень быстро поняла, что с выбором промахнулась, и тренерство это, наверное, не мое.

Почему?

Думаю, что не в последнюю очередь потому, что мне, как начинающему тренеру, зачастую доставались не самые мотивированные ученики, главным образом дети из числа тех, кто пришли на корт не потому, что это нравится им самим, а потому, что так захотели их родители.

Перед такими хоть польку вытанцовывай – результата не будет.

И как вы вышли из этой ситуации?

К тому моменту я уже довольно давно и много знала о ракетлоне, была знакома с Олегом Окуневым, сама участвовала в нескольких турнирах – и у нас, и за границей.

Когда поняла, что с тренерством у меня не очень складывается, сообщила руководству «Жемчужины», где есть условия для проведения соревнований по всем четырем видам, входящим в ракетлон, что я могла бы, что мне было бы интересно заняться работой по их организации.

Ну и вот, с тех пор так и занимаюсь. Сначала как сотрудник клуба, а в последнее время – самостоятельно.

Почему, уже имея опыт работы в спорте, вы пришли учится в RMA?

Главной моей целью было получение знаний, которые позволили бы вывести российский ракетлон на некий новый уровень, доказать, в том числе самой себе, что он перспективен, в том числе и с коммерческой точки зрения.

Плюс я просто хотела совершенствоваться в новом для себя деле. Хотела систематизировать уже имеющиеся у меня знания и получить новые, послушать людей практикующих.

Конечно, я понимала, что тот вид, который я представляю, это очень узкий сегмент, очень специфический, для России, может быть, даже экзотический.

И действительно, большинство спикеров на своих занятиях говорили о работе в профессиональном спорте, в футболе, в хоккее – наиболее популярных у нас видах.

Напрямую к ракетлону это отношения не имело, но какие-то базовые принципы, общие для всей спортивной индустрии, я для себя усвоила. Это была хорошая, качественная информация к размышлению.

И кроме того, у нас были и очень интересные лекции о частных коммерческих спортивных клубах, школах и Академиях – их проводили люди, запустившие и развивающие собственные проекты такого рода…

Эти занятия тоже оказались для меня очень полезны.


Светлана Касилова во время защиты дипломной работы. Фото: RMA


Что запомнилось, пригодилось больше всего?

Больше всего запомнилась предзащита. Я представила свою работу, суть которой, в общем, сводилась к следующему: у меня есть некоторый опыт организации турниров, я знаю как их проводить, я готова воспроизводить этот опыт из года в год, сколь угодно долго…

Тогда мне казалось, что такой подход вполне имеет право на существование.

Но готовившие нас к защите Эльдар Марченко и Сергей Нечувилин довольно быстро вправили мне мозги, дали, если можно так выразиться, волшебный пинок, заставивший меня многое переосмыслить.

То есть, они на пальцах, как дважды два, доказали мне, что просто год за годом проводить один и тот же турнир, ничего в нем не меняя – это история ни о чем и дорога в никуда.

Потому что у любого не разового, более или менее долговременного проекта должно быть какое-то развитие, какой -то вектор дальнейшего движения. А где же все это у меня?

Я когда их выслушала, сначала расстроилась. А потом подумала и поняла, что они абсолютно правы.

И, уже согласившись с этим, многое в своем дипломе переработала – прежде всего эти изменения касались мероприятий по привлечению партнеров.

Тут надо уточнить. Ваша дипломная работа называлась «Организация коммерческого турнира по ракетлону»…

Да. Правда, когда я ее задумывала, в планах был турнир международный – он должен был стать первым таким турниром в России.

В силу всем известных событий, идея отпала сама собой, но – что имеем, то имеем.

Диплом я защитила в начале июля, а уже в августе этот турнир, тот самый Чемпионат России, в котором приняли участие 90 игроков, был нами успешно проведен.


Cветлана Касилова с одногруппниками после защиты дипломов. Фото: RMA


Давайте об этом турнире немного поподробнее… По какой формуле он проводится?

У нас есть несколько разрядов. Мужской и женский одиночные, а также парный и микст. Кроме того, участники делятся по возрастам – от юниоров до ветеранов, и – по уровню мастерства.

Турнир длится два дня, и каждый отдельно взятый разряд имеет свою сетку, которая на начальном этапе не предусматривает игр на вылет: соревнования устроены таким образом, что любой, даже самый слабый участник, проводит не менее трех матчей.

Это очень важный момент, когда речь идет о спортсменах-любителях: каждый, кто заявился, каждый, кто заплатил вступительный взнос, должен, что называется, наиграться.

Ну а те, кто выходит в продвинутые стадии, кто борется за позиции на пьедестале, проводят и по четыре, и по пять игр – у нас в некоторых сетках есть не только матч за третье место, но и за пятое, и за седьмое.

Каковы расходы на организацию турнира?

Мне бы не хотелось озвучивать конкретные цифры.

Могу лишь сказать, что главная затратная часть – это аренда кортов, и она покрывается именно за счет вступительных взносов.

Размер такого взноса?

Они разные. Самый крупный – 4,5 тысячи рублей – нужно заплатить за участие в мужском одиночном разряде.

Но поскольку многие помимо одиночного заявляются и в парный разряд, и в микст, то общая сумма взноса для одного такого участника может превышать 10 тысяч рублей.

Вы вскользь упомянули о ваших партнерах…

Да, правильно называть их именно партнерами, а не спонсорами, поскольку о поддержке турнира живыми деньгами речь не идет, по крайне мере – пока.

В чем тогда выражается эта поддержка?

Ну, например, наш генеральный партнер, компания Tecnifibre, предоставила призы для победителей – ракетки для сквоша. Это очень качественный инвентарь, стоимостью 15-20 тысяч рублей.

То есть, это то, за что действительно стоит побороться.

Кроме того, нам удалось привлечь и других партнеров, с которыми мы провели достаточно эффективные кросс-промо кампании.

Я говорю о магазинах Racketlon.ru и Rackets Only, спортивно-игровом клубе Newton Arena, главном российском сайте о настольном теннисе rttf.ru, порталах о бадминтоне и сквоше Badminton 77.ru и Squash 77.ru, и компании Setka, разработчике мобильного приложения для поиска и бронирования кортов.

Интерес у них у всех, строго говоря, один и тот же. Партнерствуя с нами, все они получили прямой выход на ракеточников, то есть – на свою главную и в общем-то единственную целевую аудиторию.

Думаю, это было стопроцентное попадание.

В итоге ваш турнир оказался прибыльным или убыточным?

Опять-таки – не будут называть конкретных цифр, но да, он оказался прибыльным. Я на нем заработала. У меня был собственный, личный KPI, которого я хотела достичь, и которого я достигла.

Конечно, речь не идет о каких-то фантастических деньгах. Наверное, бывают заработки более крупные и при этом более легкие.

Надо понимать, что заработанное мною на организации последнего турнира было заработано не за те два дня, что он продолжался, а за три месяца кропотливой подготовительной работы.

Но – в целом я результатом довольна.

Что дальше?

Дальше – развитие, как и было сказано. Я планирую проводить новые турниры, добиться официального признания ракетлона в России видом спорта, создать полноценную Федерацию, собрать вокруг себя команду менеджеров, которая на данный момент фактически отсутствует, найти новых спонсоров, партнеров, сформировать нормальный бюджет организации.

Большие надежды я связываю со строительством двух новых клубов, которое сейчас ведут соучредители нашей Федерации. В обоих будут созданы все условия для занятий ракетлоном.

Я рассчитываю, что цены за аренду кортов в этих клубах будут более низкими, чем в уже существующих, и это позволит нам уменьшить размеры вступительных взносов за участие в наших турнирах и, таким образом, существенно расширить круг их участников.

В общем, планов у меня множество. Работа предстоит большая.

И это не может не радовать.
Все новости >