Новости факультета
Выбор факультета
10
ноября
2020
«Работа в спорте – это всегда про огонь, в глазах и в сердце»
Там на самом деле все очень просто и быстро произошло. Когда я в ЦСКА стал заместителем гендиректора по развитию, Кирилл Эдуардович меня спросил, хочу ли я стать спикером на факультете, который сам в свое время закончил, готов ли я к этому?
Ну и я как-то сразу, долго не раздумывая, согласился, а потом мы сообща родили идею такого цикла мастер-классов, который сейчас называется «Лаборатория ПФК ЦСКА».
Об этом чуть подробнее, пожалуйста...
Да. Это такой блок занятий в общей учебной программе, во время которых я и мои коллеги по ЦСКА рассказывают каждый о своей зоне деятельности и ответственности в клубе.
Например, Олег Корнаухов — о том, как организована работа клубной академии.
Катя Кирильчева — о проекте ЦСКА ТВ.
Женя Михутов — он, кстати, тоже выпускник RMA, о SMM.
А твои конкретно занятия чему посвящены?
У меня две темы — клубный маркетинг и стадион в самом широком смысле слова — от организации питания для болельщиков до сдачи в аренду коммерческой недвижимости.
Скажи, пожалуйста, зачем тебе, как я знаю, реально очень занятому человеку, еще и это? Для чего тебе нужно преподавать в RMA?
Ну, во-первых, я все-таки говорил бы не о преподавании, я просто спикер, который рассказывает о своем практическом опыте.
А что касается того, зачем мне это нужно... Дело в том, что я работаю в коммерции, бизнесе, и дальше планирую в этом направлении развиваться.
А одно из ключевых умений коммерсанта заключается, как мне кажется, в способности качественно общаться с аудиторией — держать ее, увлекать, убеждать.
Так что, выступая спикером в RMA, я тренирую в себе эти качества. Думаю, мне это действительно помогает в работе.
Первое занятие свое хорошо помнишь? Волновался?
Волновался — не то слово. Было реально очень страшно.
Я же со студенчества помнил, какое это для ребят событие — приход человека из большого футбольного клуба, я отлично понимал, как многого они от меня ждут, и жутко боялся этих ожиданий не оправдать.
Но мне повезло — я дебютировал перед очень благодарной аудиторией: страшно активная группа попалась, толковая, обратная связь с ними у меня сразу наладилась, вопросы просто один за другим сыпались.
И в общем, я когда с этого занятия вышел, я, с одной стороны, был как выжатый лимон, я как будто восьмичасовые переговоры провел, но с другой, было, конечно и удовлетворение, и ощущение, что все очень удачно и плодотворно сложилось.
И до сих пор для меня это главный критерий успешности занятия— обратная связь, вопросы, активность группы. Если этого нет, если я вижу вялость, незаинтересованность аудитории или каких-то отдельных студентов, я очень расстраиваюсь.
Вообще, работа в спорте, и, соответственно, обучение на спортивного менеджера, такого отношения к себе категорически не терпят.
Спорт — это всегда про огонь, про огонь в глазах, про огонь в сердце...
Как ты готовишься к занятиям?
К последнему занятию на стадионе готовился так — наметил маршрут по арене, определил точки, где буду рассказывать о той или иной теме. В общем — ничего сложного.
С маркетингом — тяжелее. Для того, чтобы к занятию по этой теме подготовиться мне обычно требуется три-четыре часа. Они необходимы для внесения изменений в имеющуюся презентацию.
Каждый раз она дополняется информацией, описанием проектов, которые мы запустили за время, прошедшее с предыдущего занятия.
Какой ты спикер? Опиши в нескольких эпитетах.
Открытый. Демократичный. Неравнодушный.
Вообще, спикер я точно такой же, какой и человек. Материал стараюсь преподносить легко, насколько и когда это возможно — с юмором.
Иногда, возможно, меня заносит, иногда я могу прибегать к какой-то неформальной лексике, не матерной, конечно, нет — боже упаси, но такой, какую в устах преподавателя в традиционном понимании этого слова, представить, наверное, сложно.
Скажи, ты рассматриваешь студентов RMA как потенциальных своих сотрудников? Скажем, заметил на занятии активного, толкового парня или девушку, и — раз ему или ей, предложение о сотрудничестве...
Нет, это реально так не работает. По итогам одного занятия предложение о работе не может поступить.
Отметить кого-то, взять, что называется, на карандаш, это — да, но конкретное предложение — нет, такое в принципе невозможно.
Другое дело, что каждый раз, когда в моем департаменте, или в смежных возникает какая-то вакансия, RMA всегда — это первая организация, куда я отправляю письмо с просьбой кого-то нам на данную конкретную позицию порекомендовать...
Например, сейчас мы ищем человека в отдел SMM, в подчиненные к тому самому Жене Михутову.
Пока не нашли...
А вот я помню ты рассказывал об одном студенте, выпускнике, который у вас очень много стажировался на различных матчах, а потом представил проект оборудования стадиона системой обогрева трибун...
Да, это Дима Пехкель. Он сейчас штатный сотрудник клуба, специалист по развитию, человек, который занимается разными нестандартными, скажем так, проектами.
А его собственный проект в каком сейчас состоянии?
Не вдаваясь в подробности: проект в работе.
Посоветуй с высоты своего опыта: что студенту можно и нужно сделать для того, чтобы после обучения в RMA построить реальную карьеру спортивного менеджера?
Первое — максимально использовать возможности предоставляемой RMA программы стажировок.
Второе — если есть предложение о реальной работе в реальном спортивном проекте, пусть и не слишком финансово привлекательное, соглашайтесь на него.
Понятно, что материальное положение у всех разное — кто-то может позволить себе работать за 30 тысяч рублей в месяц, а кто-то нет, но согласие на низкий старт может в будущем принести по-настоящему серьезные дивиденды.
Наконец, третье. Предлагайте себя и свои собственные проекты. Предлагайте их как в можно более конкретном и проработанном виде.
Если уж мы заговорили о Диме Пехкеле, секрет его успеха именно в этом и заключался: он увидел проблему, которая действительно нуждалась в разрешении, и представил проект ее разрешения — максимально проработанный, максимально просчитанный.
Увы, такие кейсы — большущая редкость. У меня полно лежит всяких предложений от разных людей, сформулированных примерно так: «А давайте развивать в клубе киберспортивное направление...», и — все.
Конечно, это никуда не годится, и ни к чему конкретному не ведет...
С другой стороны, то, что сделал Дима, это совершенно невозможно требовать ото всех.
Это достаточно тяжелая психологическая история: проделать огромную аналитическую работу, причем бесплатно, не имея ровным счетом никакой гарантии конечного успеха.
Это сверхусилие. Не каждый на него способен,
И упрекать людей за это на самом деле сложно.
У тебя, как у выпускника RMA, есть право в любое время посещать любые лекции проходящие в бизнес-школе. Пользуешься этой опцией?
Да, пользуюсь. Из лекций, которые я посетил уже после того, как перестал быть студентом, две особо могу выделить. Они прямо очень сильное впечатление на меня произвели и очень большую пищу для размышлений дали.
Первая — это выступление одного из топ-менеджеров «Кристал Пэлас», который представил результаты проведенного ими исследования на тему о том, как болельщики разных клубов относятся к спонсорам друг друга.
Там был совершенно неожиданный результат достигнут: оказывается, вопреки расхожему мнению, никакого особенного негатива люди к спонсорам своих соперников не испытывают, и даже наоборот.
Информация о том, что какая-то компания поддерживает ту или иную команду, для любителей футбола в целом, за кого бы они не болели, является скорее знаком качества и располагает их к доверию ко всем брендам, ассоциирующимся с этим видом спорта.
Ну а вторая лекция, это был мастер-класс немца, не помню, к сожалению, как его звали, который рассказывал о запуске единой платформы для Бундеслига ТВ...
Да, и плюс к этому могу сказать, что просто супер-впечатление у меня осталось от стажировки в США, которую RMA организовала прошлой зимой. В профессиональном плане это было великолепно, это был кайф.
Скажи, что-то еще, кроме знаний RMA тебе дала? У тебя много друзей осталось с тех пор, как ты здесь учился?
Много. И друзей, и просто хороших товарищей. Другое дело, что это такое — «много друзей»...
В моем неюном уже возрасте те пять-шесть человек, с которыми мы сошлись в бизнес-школе, с которыми продолжаем общаться, с которыми встречаемся по пять-шесть-десять раз в год, это, наверное, много.
И последнее: бизнес-школе в этом году 20 лет, факультету «Менеджмент в игровых видах спорта» — 15. У тебя есть, что нам пожелать?
Мне прежде всего есть, за что вас поблагодарить. Без сомнения, решение о переезде в Москву и поступлении в бизнес-школу было одним из самых правильных решений в моей жизни.
Без этой базы не было бы ничего из того, о чем мы успели поговорить, прежде всего — работы в ЦСКА.
А пожелать хотелось бы, выражаясь языком бизнеса, отличной конверсии — чтобы побольше выпускников бизнес-школы находили свое место в спорте.
И — в целом устойчивого развития.
Чтобы все кризисы обходили вас стороной.