Учебный план
Введение в специализацию
Введение в арт-менеджмент- Введение в арт-менеджмент
«Нет более пестрой среды, чем искусство. Здесь можно встретить совершенно разных людей, совершенно разные масштабы и совершенно разные бюджеты. Поэтому каждому начинающему арт-менеджеру необходимо понимать где он находится и какие правила игры существуют».
Определение понятия арт-менеджмента. Цели и задачи арт-менеджмента как специфической сферы управления. Типы деятельности в арт-среде, коммерческая и некоммерческая составляющие арт-бизнеса. Качества, которыми должен обладать арт-менеджер. Азбука арт-менеджера. Профессиональные участники арт-рынка и взаимоотношения между ними. Конкуренция и партнерство. Источники финансирования в арт-бизнесе: меценатство, спонсорство, фандрайзинг.
Преподаватели:
Митюшина Анастасия Юрьевна, куратор публичной программы Музея современного искусства «Гараж»
- Куратор и его роль в современном искусстве
Роль куратора в современном арт-процессе. Куратор как создатель художественного высказывания. Работа с содержанием, соавторство художника и куратора. Особенности российского института кураторства.
Куратор как организатор художественного процесса в рамках конкретного проекта. Обязанности куратора. Особенности работы куратора в рамках выставки, музея и других арт-проектов. Роль куратора в создании и разработке общей концепции проекта, стратегии его развития, создании условий для воплощения проекта в том или ином виде (публикации, выставки, мастер-классы и т. д.). Необходимые навыки для кураторства, способы их приобретения, исторические примеры великих выставок.Преподаватели:
Яралова Марта Сергеевна, Искусствовед, культуролог, куратор выставочных проектов, куратор Пушкинский.Ю (ГМИИ им. А.С. Пушкина), преподаватель РГХПУ им. С.Г. Строганова
- История и современная ситуация в галерейном бизнесе. Основные игроки арт-рынка
Арт-рынок как специфическое социокультурное явление. Особенности становления арт-рынка в современных российских условиях. Феномен галерейного бизнеса. Основоположники галерейного движения. Концепция галереи и круг художников. Новая генерация и история их создания.
Преподаватели:
Куприна-Ляхович Елена Александровна, основатель и директор «Е. К. АртБюро»
- Обзор мировых арт-ярмарок. Структура ярмарки
Арт-ярмарка как культурное событие локального и мирового художественного контекста. Специфика художественного содержания и место в мировом рейтинге.
Крупнейшие мировые арт-ярмарки — Art Cologne, Art Basel и Art Basel Miami Beach, Frieze Art Fair, Armory Show, FIAC: история, функционирование, правила участия, механизмы привлечения галеристов и коллекционеров, взаимоотношения с культурной политикой. Тенденция возникновения ярмарок-спутников, существующих в качестве параллельной программы крупнейших мировых ярмарок.
«Арт-Москва» как российский прецедент создания арт-ярмарки: основные сложности в организации в российских условиях и возможное будущее. Новые тренды и будущее арт-ярмарок: виртуальные ярмарки. Концептуальные и андеграундные ярмарки: их значение и причины возникновения.Преподаватели:
Кондрашова Виктория Анатольевна, директор российского офиса viennacontemporary
- Бизнес-тренинг «Искусство как проект»
Искусство как проект – это авторский семинар, предлагающий участнику поработать с самим собой: личными мотивациями, ожиданиями от арт-среды и умением ориентироваться в потоке информации. С помощью двух игровых заданий, индивидуальной и групповой работы, участники знакомятся на практике с азами проектного мышления; изучают, на чем фокусируют внимание различные субъекты художественной сцены: от молодого художника до директора крупного музея. В результате участники узнают, где и как эффективно потреблять информацию, как ее сортировать и учатся ценить ключевой на сегодня ресурс – время. Организация рабочего процесса в семинаре также позволяет студентам развивать важный для современного образования навык – умение работать peer-to-peer (равный–равному), который обеспечивает львиную долю успеха.
Преподаватели:
Митюшина Анастасия Юрьевна, куратор публичной программы Музея современного искусства «Гараж»
- История искусства ХХ века
Художественные сообщества начала ХХ века: «Мир искусства», «Голубая роза», «Бубновый валет», Русский модерн.
Авангард, остановленный на бегу. Малевич, Кандинский и беспредметная живопись Европы и Америки. Конструктивизм.
Соцреализм, как он есть. От плана монументальной пропаганды до «Левого МОСХа».
Художественные сообщества 1960-1970-1980. Русский перформанс.
Первые галереи 1991 — 1998.
Современное искусство от 2000 года.Преподаватели:
Алексеев Кирилл Валерьевич, к. ф. н., преподаватель Школы экспертов и коллекционеров
- Основы права интеллектуальной собственности
Понятие интеллектуальной собственности. Владение, распоряжение и использование продуктов интеллектуальной деятельности. Неимущественные права авторов на результат интеллектуальной деятельности. Исключительное право на результаты творческой деятельности и средства индивидуализации. Виды интеллектуальной собственности: авторское право, патент, товарный знак. Международные соглашения в области интеллектуальной собственности и их влияние на национальное законодательство, основные принципы Бернской конвенции.
Преподаватели:
Кондратенко Александр Григорьевич, учредитель юридического агентства МУЗКОНТРАКТ
- Авторские и смежные права
Понятие авторского права и смежных прав. История становления авторского права в России. Источники законодательства об авторском праве. Основные принципы законодательства — дуализм интеллектуальной собственности, исчерпание права на распространение, ограничение исключительного права. Действующее законодательство Российской Федерации.
Авторское право и общество. Причины возникновения «пиратства». Возникновение и регистрация авторских прав, условия правовой охраны. Конвенционные знаки охраны авторских и смежных прав. Объекты авторского права, неохраняемые объекты. Субъекты авторского права — авторы, работодатели, правообладатели, наследники. Особенности охраны разных видов произведений — служебных, составных, совместных, производных. Особенности охраны аудиовизуальных произведений. Охрана личных неимущественных прав. Понятие исключительного права. Виды использования произведений. Право на воспроизведение, распространение, импорт, прокат экземпляров произведений. Публичная демонстрация и исполнение произведений. Коллективное управление авторскими и смежными правами. Организации, осуществляющие коллективное управление на основании государственной аккредитации. Основы таможенного законодательства РФ по ввозу и вывозу культурных ценностей. Риски и защита авторского права. Особенности страхования культурных ценностей.
Преподаватели:
Кондратенко Александр Григорьевич, учредитель юридического агентства МУЗКОНТРАКТ
- План и стратегия маркетинга
Основа маркетинговой деятельности современной организации: сущность, цели, задачи, принципы, методы. Основные понятия и современные тенденции. Принципы и концептуальные подходы к проведению маркетинговых исследований. Методы и процедуры маркетинговых исследований. Прогнозирование: методология и процедуры. Сегментация рынка и позиционирование продукта. Основы формирования маркетинговых каналов. Содержание коммуникационного процесса. Составляющие коммуникативного процесса и их функции. Специфика и факторы, определяющие структуру комплекса продвижения: реклама; PR; маркетинг событий; direct marketing. Специфические коммуникационные способы продвижения. Интернет как новая среда общения. Специфика маркетинга в сети Интернет.
Преподаватели:
Кашехлебов Артем Олегович, основатель брендингового агентства SENSESAY, брендолог студии PINKMAN
- Бренд и брендинг
Платформа бренда. Позиционирование бренда. Коммуникационная концепция бренда. Легенда бренда. Имя бренда/brand name. Генеральный слоган - девиз бренда. Логотип, товарный знак. Система идентификации бренда - brand identity - фирменный стиль. Нейминг, логотип и товарный знак или торговая марка. Нейминг. Логотип. Товарный знак/торговая марка. Особый статус товарных знаков. Поиск информации о товарных знаках. Брендбук, структура брендбука. Паспорт стандартов (guideline), структура паспорта. Кат гайд (cut guide). Руководство по продажам (sales guide). Реклама и бренд-интеграция. Основные носители бренд-идентификации. Имиджевая реклама – лонч. Ивент-реклама.
Преподаватели:
Кашехлебов Артем Олегович, основатель брендингового агентства SENSESAY, брендолог студии PINKMAN
- Основы PR в сфере искусства
Роль маркетинга и PR в жизни культурных институций. Как устроена эта работа, какие специалисты занимаются продвижением, какие задачи стоят перед этим блоком. • Комплекс инструментов и понятий, важных в маркетинге и PR - коммуникационная стратегия, медиапланирование, smm, digital продвижение. • Целевые аудитории: сегментирование, позиционирование, основы брендинга, визуальная айдентика Работа пресс-службы, рынок средств массовой информации, рейтинги и охваты. • Медиапланировние: разработка комплексной стратегии продвижения • Формулирование сообщения: акценты и фокусы, форматы текстов для журналистов • Особенности взаимодействия с профессиональным журналистским сообществом
Преподаватели:
Финогенова Екатерина Владимировна, заместитель директора по коммуникациям и развитию в Мультимедиа Арт Музее
- PR и медиакоммуникации в искусстве
Полевой PR - как сделать так, чтобы о вашей выставке написали. Когда клиент становится другом: принципы работы с аудиторией. Принципы работы с клиентской базой. Бренд галереи - бренд галериста: размышления к вопросу о репутации и личном брендостроении.
Преподаватели:
Финогенова Екатерина Владимировна, заместитель директора по коммуникациям и развитию в Мультимедиа Арт Музее
- Основы менеджмента
Сущность менеджмента, основные понятия. Необходимость управления бизнесом и его роль в обеспечении конкурентоспособности культурного проекта. Типичные проблемы менеджмента в сфере культуры в теории и на практике. Понятие культурно-исторического контекста в бизнесе. Кросс-культурные факторы бизнеса. Организационное поведение. Типология моделей организационного поведения в культурно-историческом контексте. Кросс-культурные коммуникации (устные, письменные, невербальные). Бизнес-этикет. Принятие решений и организация бизнес-процессов в различных культурных средах.
Понятие инноваций. Виды инноваций. Особенности инновационных процессов в культурной сфере и их закономерности. Принципы и методы организации инновационной деятельности. Лидеры и команда проекта. Проектный подход к реализации инноваций. Стадии реализации проектов инновационного развития бизнеса.Преподаватели:
Карлявин Александр Сергеевич, куратор специальных проектов в Мультимедиа Арт Музее
- Стратегический анализ
Цели управления. Правила целеполагания. Общие и специальные функции управления. Права и обязанности, полномочия и ответственность. Делегирование полномочий. Иерархия управления. Проектирование структуры управления бизнесом. Процессы управления и их регламентация. Бизнес-процессы и основы их проектирования. Мотивация и стимулирование в управлении бизнесом. Организационная культура. Стили управления. Работа менеджера. Самоменеджмент (техника личной работы).
Миссия организации. Миссия как основа стратегического позиционирования организации. Классификация целей организации. Принципы и стили поведения организации. Стратегические цели организации. Роль стратегического менеджмента в организации. Особенности применения инструментария стратегического менеджмента в арт-бизнесе. Этапы процесса стратегического менеджмента. Анализ отрасли. Благоприятные и неблагоприятные факторы отрасли. Характеристика и особенности рынка искусства. Пирамида стратегий. Коллективные стратегии. Корпоративные стратегии. Конкурентные стратегии. Создание устойчивых конкурентных преимуществ. Функциональные стратегии. Реализация стратегий. Стратегический контроль.Преподаватели:
Карлявин Александр Сергеевич, менеджер проектов в Мультимедиа Арт Музее
- Финансовый план арт-проекта
Источники финансирования организации. Внутренние и внешние источники финансирования, их особенности, достоинства и недостатки. Организационно-правовые форма организации Коммерческие и некоммерческие организации. Экономические результаты деятельности организации. Понятия конверсии, прибыли, Cash Flow. Затраты прямые и косвенные. Ценообразование. Алгоритм составления финансового плана.
Преподаватели:
Карлявин Александр Сергеевич, менеджер проектов в Мультимедиа Арт Музее
- Экономика организации в сфере культуры
Экономическое регулирование в сфере культуры и культурного предпринимательства. Правовые и экономические модели деятельности в сфере культуры и культурного предпринимательства. Обзор и сравнение организационно-правовых форм деятельности. Порядок регистрации организаций. Отчетность организаций. Особенности отчетности в некоммерческом секторе.
Преподаватели:
Салина Мария Викторовна, заместитель директора по экономике в ГМИИ им. А.С.Пушкина
- Фандрайзинг. Технология работы со спонсорами
Источники финансирования в арт-менеджменте. Арт-проект и проектное финансирование. Инвестиции в галерею. Формы и виды галереи. Фандрайзинг и его методология. Спонсор и спонсируемый. Технология работы со спонсором. Благотворительные фонды: виды и типы. Технология работы с благотворительными фондами. План реализации арт-проекта и бизнес-план проекта. Партнеры проекта и их ресурсы. Попечительский совет арт-проекта как ресурс. Методы работы с попечителями. Волонтеры арт-проекта и их мотивации. Организация и проведение лотерей и благотворительных аукционов изобразительных искусств.
Преподаватели:
Финогенова Екатерина Владимировна, директор по маркетинговым коммуникациям и развитию Еврейского музея и центра толерантности
- Страхование культурных ценностей
Обзор рынка страхования культурных ценностей за рубежом и в России. Характеристика правового сознания российского страхователя культурных ценностей (культура страхования). Правовые основы страхования культурных ценностей в России. Базовые принципы страхования. Заключение и исполнение договора страхования культурных ценностей. Выплатное дело в сфере страхования культурных ценностей.
Преподаватели:
Куча Андрей Владимирович, руководитель направления страхования культурных ценностей «АльфаСтрахования»
- Бизнес-планирование арт-проекта
Цель разработки и функции бизнес-плана. Специфика бизнес-планирования культурного проекта. Социальный состав аудитории искусства. Разработка бизнес-плана на примере арт-галереи. Бизнес-план как инструмент реализации стратегии инновационного развития. Структура бизнес-плана. Основные разделы бизнес-плана и правила их разработки.
Преподаватели:
Карлявин Александр Сергеевич, менеджер проектов в Мультимедиа Арт Музее
- Логистика предметов искусства
Детальное описание процедуры перевозки произведений искусства по схеме «от гвоздя до гвоздя» с рассмотрением таможенных и транспортных особенностей к таким перевозкам.
Основы логистики произведений искусства.
Упаковка.
Транспортировка.
Особенности таможенного оформления произведений искусства в РФ.
Забота об искусстве.Преподаватели:
Моцонашвили Диана Отаровна, исполнительный директор ООО «Файнартвэй»
Кириллов Григорий Алексеевич, оперативный директор ООО «Арт-Курьер»
- Ценообразование на рынке искусства
Как формируется цена на произведения искусства современных художников. Из каких составляющих складывается цена. Какие факторы способствуют росту цен на произведения художника. Стратегии увеличения стоимости произведений. Галерея как гарант цен на произведения художника.
Преподаватели:
Алексеев Кирилл Валерьевич, к. ф. н., преподаватель Школы экспертов и коллекционеров
- Организация выставок
О выставках коммерческих и некоммерческих. Понимание цели. Разница между проектом коммерческим и некоммерческим. Музеи и другие государственные арт-институции и галереи. Примеры. Преимущества тех и других. Связка «галерист — художник/куратор — коллекционер. О целях выставок. Цели коммерческих и некоммерческих проектов. Типы выставок. Цели и наполнение пространства. О том, что важно при создании выставки.
Отбор работ. Конкретные примеры выставок. Организация пространства выставки, ее дизайн. Архитектор выставки.Преподаватели:
Лошак Марина Девовна, директор Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
- Экспозиционный дизайн выставки
Представление об экспозиционном дизайне выставки. Экспозиционный дизайн выставки как архитектурный проект. Технические аспекты работы с дизайном экспозиции, особенности используемых материалов. Работа с художественным контекстом выставки. Работа с пространством. Работа со светом. Работа с цветом. Иллюстрация на примере наиболее удачных кейсов экспозиционного дизайна выставок.
Преподаватели:
Аввакумов Юрий Игоревич, архитектор, художник, куратор
- Тиражное искусство
Что такое тиражное искусство?! Почему стоимость тиражных работ художников отличается?! Особенности и отличия тиражного искусства. Как продавать тиражные работы художников? Работы каких художников стоит покупать? Выставочные площадки для тиражного искусства.
Преподаватели:
Крылова Елена Сергеевна, арт-менеджер, куратор, основатель галереи и арт-магазина Cubed
- Экспертиза предметов искусства
Основные подходы, методы и средства проведения экспертизы живописи и графики. Процесс экспертизы предполагает многоэтапный анализ каждого предмета, поступающего на исследование. Ареал «таинственности» и личный визуальный опыта специалистов до сих пор порождает огромное количество ошибочных ожиданий и предположений, связанных с вопросами подлинности и атрибуции произведения искусства. Из чего состоит и для чего нужна экспертиза, на какие вопросы она способна пролить свет? Какова специфика экспертного подхода в актуальном процессе бытования предмета?
Преподаватели:
Пономаренко Катерина Максимовна, эксперт, старший научный сотрудник в научно-исследовательской независимой экспертизе имени П. М. Третьякова
- Как подготовить выставку: пошаговая инструкция
Основные компоненты выставочного проекта:
— Концепция: в чем отличие «черновой» и «чистовой» концепции.
— Команда: кто участвует в подготовке проекта, зоны ответственности каждого из участников.
— График: сроки и якорные события.
— Бюджет и финансирование: что нужно учесть.
— Лендеры: какие бывают лендеры, нюансы работы с разными типами лендеров.
— Подрядчики: какие сторонние организации мы привлекаем на проект.
— Площадка: на что нужно обратить внимание при выборе места проведения выставки.
Практикум: построение графика и бюджета проекта.Преподаватели:
Псарёва Ольга Владимировна, менеджер проектов Еврейского музея и центра толерантности
- Практикум: работа с документами
Как правильно оформить договоры, сопровождающие выставочный проект? На что всегда стоит обращать особое внимание, и где найти ответы на возникающие вопросы? Практикум по работе с договорами.
Преподаватели:
Псарёва Ольга Владимировна, менеджер проектов Еврейского музея и центра толерантности
- Публичная программа. От центра современной культуры до музея
Разбор феномена публичной программы с двух позиций – куратора и управленца. На примере десятилетней истории Музея «Гараж» лектор предлагает проследить, как формируется и трансформируется стратегия институции в категории «образовательные инициативы»: насколько их масштаб определяется общей миссией институции и этапом ее развития; где водораздел пиар-сообщений и просветительства; какие контексты влияют на решения институции в этой области; как и когда дидактические начинания перерастают в «дискурсивные проекты». После анализа кураторской стратегии будут рассмотрены, какие факторы определяют успешную реализацию задуманного в долгосрочной перспективе: плюсы и минусы проектного управления; принципы формирования команды; система бюджетирования проектов; анонсирование; оценка образовательных проектов. Отдельное внимание уделяется анализу устройства архитектурной среды для образовательных и перформативных проектов. Вторая часть посвящена менеджерскому разбору пяти проектных кейсов и подразумевает совмещение лекционного и семинарского формата: образовательная программа к выставке; двухдневная международная конференция; ежегодный интерактивный проект «Арт-Эксперимент»; профориентационная инициатива «Молодежная команда Гаража»; перформанс.
Преподаватели:
Митюшина Анастасия Юрьевна, куратор публичной программы Музея современного искусства «Гараж»
- Искусство как инвестиция
ЧАСТЬ I: История и терминология. История зарождения арт-рынка. Первичный и вторичный рынок. Великие галереи и арт-дилеры. Как галерея создает добавленную стоимость и влияет на цены. Ярмарки: преимущества и проблемы. Аукционные дома и их технологии. Обороты искусства в мире. Рынок русского искусства и рынок искусства в России
ЧАСТЬ II: Современное состояние рынка и инвестиции в искусство. Когда коллекционирование превратилось в инвестирование. Старое или современное искусство. Где и когда продавать и покупать искусство. Способы оценки и прогнозирования стоимости. Тенденции. Рекорды. Как не дать упасть ценам на художника.Преподаватели:
Маркина Татьяна Жоржевна, заместитель главного редактора The Art Newspaper Russia
- Организация повседневной жизни галереи
Работа онлайн-галереи. Организация продаж. Взаимоотношения художника и галериста. Доверие на арт-рынке. Формирование пула художников.
Преподаватели:
Попова Ольга Геннадьевна, основатель и совладелец проекта ARTZIP, партнер галереи современного искусства pop/off/art, искусствовед, куратор
- Административная практика деятельности музея
Административная структура музея, организация текущей деятельности, документооборот, горизонтальные и вертикальные связи, сравнение российской и зарубежной практики. Экономико-правовые аспекты деятельности музеев. Практика электронного документооборота.
Преподаватели:
Нестерцева Ольга Валериановна, заместитель директора ФГБУ «Роскультцентр»
- Основы музейного дела
История музейного дела. Музейное дело в России. Система организации музейного дела. Структура музеев. Виды музейной деятельности. Музейная экспозиция. Выставочная программа. Фандрайзинг в музейном деле. Взаимодействие со СМИ и аудиторией. Работа с Министерством и Департаментом культуры.
Преподаватели:
Трегулова Зельфира Исмаиловна, директор Государственной Третьяковской галереи
- Стратегии музейного развития
Основные вопросы музея. Какими навыками обладает современный посетитель. Стадии развития музея. Новая музеология. Исследование IMLS. Музеи, библиотеки и навыки XXI века. Что такое стратегия? Основные типы стратегий. Стратегические линии. Стратегические документы. Ценности. Стратегический план: разделы. Финансирование. Концепция: «Большой Эрмитаж», «Концепция развития Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства». Важные особенности. Межмузейные проекты.
Преподаватели:
Копелянская Наталья Георгиевна, эксперт творческой группы «Музейные решения»
- Как построить музей
Обзор ведущих и наиболее известных музеев мира с точки зрения их архитектурных особенностей. Стратегии построения музея. Музейные кварталы. Музейный городок ГМИИ им. А.С. Пушкина
Преподаватели:
Трапкова Анна Владимировна директор Музея Москвы
- Частный музей
Частный и государственный музей — основные отличия. Разработка концепции музея. Особенности управления частным музеем. Стратегии развития и продвижения. Особенности работы со спонсорами. Выставочная программа. Особенности вывоза выставочных проектов за рубеж. Партнерские отношения с культурными институциями. Научно-исследовательская деятельность музея.
Преподаватели:
Лесникова Анастасия Викторовна, ведущий менеджер выставочных проектов Музея современного искусства «Гараж»
- Техническое оснащение музея
Инновационные решения. Современные технологии. Система звука и освещения в музеях.
Преподаватели:
Новиков Алексей Викторович, заместитель директора МАММ по эксплуатации комплекса
- Мастер-классы галеристов и деятелей арт-индустрии
Мастер-классы галеристов и деятелей арт-индустрии (Савина Елизавета Борисовна, Ханкин Дмитрий Владимирович, Маркин Игорь Николаевич, Кочуркин Антон Алексеевич и др.).
- Практика управления нехудожественным музеем
Основные функции музея. Управление музеем. Организация международного сотрудничества. Формирование постоянной экспозиции.
Преподаватели:
Лихачева Елизавета Станиславовна, директор Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А. В. Щусева
Сергиевская Наталья Игоревна, музейный эксперт, экс-заместитель генерального директора по развитию Политехнического музея
- Практика управления центром современной культуры в регионе
Мастер-класс
Преподаватели:
Багдонайте Алиса Юрьевна, директор по развитию Центра современного искусства «Заря» (Владивосток)
- Мастер-класс художников
Святский Евгений Александрович - художник, участник арт-группы"АЕС+Ф"; Гинзбург Ян Александрович - художник-исследователь, автор инсталляций; Гутов Дмитрий Геннадьевич - художник
- Выездные занятия в культурных институциях
Выездные лекции в Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина, МСИ «Гараж», Мультимедиа Арт Музей, Государственную Третьяковскую галерею, Московский музей современного искусства, Музей Москвы, галерею «Триумф», галерею 11.12, галерею pop/of/art, на международную ярмарку современного искусства Cosmoscow.
История и теория современного искусства
Базовые профессиональные дисциплины в области менеджмента
Правовое обеспечение управления
Управление организацией в сфере культуры